Как в бухгалтерском учете отражается аренда земельного участка

Доверьтесь нашим специалистам, которые уже сегодня смогут поднять Ваш бизнес на новый уровень

Как в бухгалтерском учете отражается аренда земельного участка

Для некоторых компаний наличие земельного участка — основное условие осуществления деятельности. Но не все имеют его в собственности. Земля — специфический актив, который амортизируется только при определенных условиях и имеет особенности при отражении в бухгалтерском учете. В статье расскажем о нюансах отражения аренды земли у компаний.

Для чего используются арендованные земельные участки

Наиболее значимую роль играет земля для организаций, осуществляющих строительную и сельскохозяйственную деятельность. Земельные участки предназначаются:

  • Для выпаса скота
  • Для выращивания сельхозкультур
  • Для строительства.

При заключении договора между арендодателем и арендатором указывается цель использования земли. Дело в том, что земля подразделяется на различные категории, в частности, для сельскохозяйственной деятельности. Это указывается в документе, подтверждающей право на владение земельным участком. Если сельскохозяйственные земли будут использоваться для строительства жилого дома, то арендодатель вправе расторгнуть договор.

Первоначальные и текущие затраты

Для учета арендованного земельного участка затраты на него нужно разделить на две категории:

  • Первоначальные
  • Текущие.

В число первых включаются:

  • Первоначальный взнос по договору аренды
  • Работы по благоустройству, произведенные до начала пользования участком
  • Корчевание деревьев и кустарников, очистка участка
  • Снос строений, если это предусмотрено условиями договора.

Текущие расходы возникают при внесении плановых платежей и затрат, связанных с эксплуатацией земельного участка.

Бухгалтерские проводки

При документировании операций по арендованному участку земли используются первичные документы:

  • Акт оказания услуг по предоставлению услуг аренды
  • Ведомости по выплате сотрудникам, которые задействованы в проведении работ по благоустройству и сносе строений
  • Накладные и акты подрядных организаций, если работы/услуги оказывают сторонние организации.

Когда подписан договор аренды, бухгалтер сделает проводку, где дебитуется счет 08 и кредитуется 60. Но на этом формирование капвложений не заканчивается. На счет 08 попадают затраты по доведению участка до состояния, когда на нем можно осуществлять деятельность, согласно условиям договора.

Когда первоначальные затраты сформированы, бухгалтер сделает проводку: Д 01 К 08.

Что касается начисления амортизации, то здесь нужно руководствоваться правилом:

  • Не следует начислять амортизацию, если не установлен срок пользования землей
  • Нужно начислять амортизацию, если договор имеет ограниченный срок.

В этом положении имеется логика. Амортизация рассчитывается, исходя из срока полезного использования. Если имеется ограничение срока, то сделать это возможно.

Для этой цели применяется проводка: Дебет счета затрат Кредит 02.

Текущие расходы списываются в “затратные” счета в зависимости от осуществляемой деятельности. Для производства и строительных компаний учет затрат ведется на счете 20, для отраслей торговли актуален счет 44.

Если в учетной политике предусмотрено применение счетов 23, 25, 26, то они могут применяться в проводках в зависимости от экономического смысла хозяйственной операции.

Для учета арендованных земель открываются субсчета к счетам 08 и 01. Данное положение также должно быть отражено в учетной политике. Субсчета включаются в рабочий план счетов.

    Заявка

    Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных

    Аутсорсинг
    Средняя зарплата бухгалтера от 2 500 р.
    Налоги на заработную плату 0 р.
    Поддержка ПО и курсы квалификации 0 р.
    Поддержка 1С для 1 рабочего места 0 р.
    Расход на оргтехнику, офисные затраты 0 р.
    Страховка от ошибок до 2,4 млн р.
    Юридическое сопровождение Есть
    Суммарные издержки 40 000 р.

    Наши сотрудники

    Marina_Eliseeva
    Марина Елисеева
    Руководитель отдела бухгалтерского аутсорсинга
    Аттестованный профессиональный бухгалтер со стажем более 20 лет
    Anna_Vasilieva
    Анна Васильева
    Ведущий бухгалтер
    Эксперт по проблемным вопросам бухгалтерского и налогового учета
    Svetlana_Chernova
    Светлана Чернова
    Бухгалтер
    Практический опыт работы в сфере налогов более 10 лет.
    Аттестованный налоговый консультант
    Nina_Pavlova
    Нина Павлова
    Бухгалтер
    Обладает 15 летним опытом в аудите, налогах и учете
    Veronika_Muravieva
    Вероника Муравеьва
    Налоговой консультант
    Член института профессиональных бухгалтеров России.
    Эксперт по проблемным вопросам бухгалтерского и налогового учета

    С кем мы работаем

    Наши клиенты — компании, работающие в данных отраслях. Мы понимаем специфику и знаем на что обратить внимание.
    Строительные компании
    Оптовая и розничная торговля
    Промышленные компании
    E-commerce
    Гостинично- ресторанный бизнес
    Производственные компании
    IT
    Услуги и сервис

      Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных